Содержание
Снятие и дефектация шестерни и валика привода масляного насоса ВАЗ-2123
Условно шестерню и валик привода масляного насоса снимаем с демонтированного с автомобиля двигателя.
Чтобы снять шестерню привода масляного насоса, откручиваем кронштейн крепления генератора (статья – разборка двигателя).
Захватив пассатижами ребро фиксатора шестерни привода масляного насоса, извлекаем фиксатор из гнезда блока цилиндров.
Соединение уплотнено резиновым кольцом, надетым на головку фиксатора.
Вставляем с натягом деревянную конусную оправку в шлицевое отверстие шестерни привода масляного насоса и извлекаем шестерню из блока цилиндров, поворачивая ее против часовой стрелки.
При установке шестерни надевае
м ее на шлицевой хвостовик валика масляного насоса и вводим в зацепление с шестерней валика привода масляного насоса удерживая отверткой шестерню, вынимаем деревянную оправку
Чтобы извлечь валик привода масляного насоса нужно снять:
– шкив приводов вспомогательных агрегатов;
– крышку привода ГРМ;
– цепь привода ГРМ.
Извлекаем из блока цилиндров шестерню привода масляного насоса.
Снимаем звездочку привода масляного насоса для этого:
Зубилом или отверткой отгибаем стопорную шайбу болта крепления звездочки
Ключом на 17 отворачиваем болт крепления звездочки.
Звездочку от проворачивания, удерживаем отверткой, опирающейся через отверстие в звездочке на головку болта крепления упорного фланца валика.
Извлекаем болт с шайбами
Снимаем звездочку
Головкой «на 10» отворачиваем два болта крепления упорного фланца валика к блоку цилиндров и снимаем упорный фланец
Вынимаем валик привода масляного насоса из гнезда блока цилиндров
Дефектация валика и шестерни привода масляного насоса
На поверхностях опорных шеек валика и на рабочей поверхности эксцентрика не должно быть вмятин и рисок.
На зубьях шестерен привода масляного насоса и распределителя зажигания не допускаются выкрашивания, при таком дефекте замените шестерни и валик новыми.
Втулки валика привода масляного насоса.
Проверьте внутренний диаметр втулок, их запрессовку в гнездах, а также совпадение смазочного отверстия в передней втулке с каналом в блоке цилиндров (проворачивание втулки).
Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров.
Измерив, диаметры валика и втулок, определите зазоры между втулками и опорными поверхностями валика.
Если зазор превышает 0,15 мм (предельный износ), а также при повреждении поверхностей втулок или ослабление их запрессовки, замените втулки новыми.
При замене пользуйтесь как для снятия, так и для установки, оправкой А.60333/1/2, соблюдая следующее:
– втулки должны быть запрессованы в гнезда, при этом отверстие для масла в передней втулке должно находится против канала в блоке цилиндров;
– после запрессовки втулки должны быть окончательно обработаны и доведены по внутреннему диаметру (размеры даны на рисунке). Чтобы обеспечить полную соосность втулок валика, для их доводки применяется развертка А.90353, которой одновременно обрабатываются обе втулки.
Втулка шестерни привода масляного насоса
Проверьте запрессовку втулки. Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров, в противном случае втулку замените.
Для выпрессовки и запрессовки втулки пользуйтесь оправкой А.60З26/I.
После запрессовки втулку обработайте разверткой до 16, 016-16,037 мм.
Устанавливаем валик привода масляного насоса в обратной последовательности.
Дальнейшую сборку проводим в обратной последовательности.
Порванное или потерявшее эластичность резиновое кольцо фиксатора заменяем новым.
–> Мастера ВАЗа / Двигатель / Масляный насос<index>
Устройство системы смазки авто ВАЗ 2101
Смазка двигателя авто ВАЗ 2101
Смазка двигателя в ВАЗ 2101 – комбинированная:
- Под давлением. При этом смазываются подшипники — шатунные и коренные; опоры распредвала; втулка шестеренки и валика распределителя зажигания и привода масляного насоса.
- Разбрызгиванием и вытекающим из зазоров маслом, смазываются поршни с кольцами, пальцы поршневые, стенки цилиндров, приводная цепь газораспределительного устройства, опоры рычагов клапанов, стержни клапанов, при движении в направляющих втулках.
В систему смазки ВАЗ 2101 входят:
- Насос масляный, позиция 10, к корпусу которого прикреплен с фильтрующей сеткой приемный патрубок.
- Масляный полнопоточный фильтр, 6. Служит для очистки масла перед поступлением его в двигатель.
- Редукционный клапан, контролирующий давление масла, встроен в приемный патрубок.
- Датчик 29 контроля давления масла, который соединяется с сигнальной лампой на приборной панели автомобиля. Если давление масла в автомобиле падает ниже допустимого лампочка загорается.
- Каналы, по которым масло поступает к деталям и узлам двигателя.
Шестеренчатого типа масляный насос установлен внутри поддона. Двумя болтами, разной длины, он фиксируется к блоку цилиндров.
Болты,фиксирующие масляный насос
Замена масляного насоса авто ВАЗ 2101
Одним из важных агрегатов, который обеспечивает бесперебойную работу двигателя автомобиля, является масляный насос. В его функции входит обеспечение циркуляции смазки в системе силового устройства, подача масла ко всем его элементам.Нарушение цикла работы насоса приводит к недостаточной циркуляции моторного масла по системам двигателя. Несвоевременная замена масляного насоса на ВАЗ 2101 может стать причиной «масляного голодания».В этом случае может возникнуть:
- Повышенный износ агрегатов и узлов.
- Поступление в масло металлической стружки, образовывающейся от износа деталей.
- Во всей системе снизится давление масла.
- Перегрев деталей двигателя.
- Попавшие в узлы твердые частицы износа, могут стать причиной заклинивания узлов.
Все это указывает на то, что цена, при несвоевременной замене или ремонтемасляного насоса, увеличивает стоимость ремонта двигателя.
Снятие насоса масляного
Инструменты, которые понадобятся для работы:
- Торцовые ключи на «10» и «13».
- Удлинитель.
- Карданные шарниры.
На ВАЗ 2101 замена масляного насоса выполняется на смотровой яме или специальном подъемнике.Инструкция снятия насоса масляного:
- Отсоединяются от аккумуляторной батареи провода.
- Для стока масла из двигателя подставляется емкость, объем которой не меньше четырех литров.
- Сливается из картера двигателя масло.
Совет: Перед тем как слить масло, двигатель нужно прогреть до рабочей температуры. Это уменьшает вязкость масла, что улучшает его сток с деталей устройства.
- Извлекается брызговик двигателя.
- Откручиваются гайки, фиксирующие к поперечине, подушки передней подвески силового агрегата. Для того чтобы легче вышли из отверстий шпильки подушек, двигатель домкратом или талью слегка необходимо приподнять.
- Снимается картер мотора авто ВАЗ 2101.
- Извлекаются из автомобиля приемный патрубок совместно с насосом.
Масляный насос с патрубком ваз 2101
Как разобрать правильно масляный насос ВАЗ 2101
Итак:
- Для разборки изделие аккуратно, чтобы не повредить корпус, зажимается в тисках.
- Отсоединяется с редукционным клапаном приемный патрубок.
- На корпусе насоса масляного удаляется крышка.
- Извлекаются ведомая шестеренка и ось с ведущей шестерней.
Проверка повреждений деталей масляного насоса
Инструкция контроля износа деталей состоит в следующем:
- Все детали после разборки необходимо промыть бензином или керосином, затем продуть сильной струей сжатого воздуха.
- На наличие трещин или сколов осматриваются корпус и крышка устройства. Если обнаружены большие повреждения деталей, нужна замена масляного насоса, иначе утечку масла устранить будет сложно.
С помощью щупов замеряются зазоры, образованные в устройстве в процессе эксплуатации:
- Величина зазора между ведомой шестерней и осью, на которой она находится, не должна превышать 0,1 мм, номинальный размер его 0,017 – 0, 057 мм.
- Оптимальный зазор между валом масляного насоса и отверстием в его корпусе составляет 0,016 – 0,055 мм, но не больше 0,1 мм.
- Зазор между зубьями сопрягаемых шестеренок — 0,15 мм, но не более 0,25 мм.
Зазор между зубьями соседних шестеренок
- Зазор между корпусом насоса и наибольшим диаметром шестеренки: оптимальный – 0,15 мм, наибольший должен не превышать 0,25 мм.
- Величина зазора между торцом линейки, лежащей на плоскости разъема, и торцом шестерни составляет 0,161 – 0,166, не должен превышать 0,2 мм.
Измерение зазора между торцом шестерни и плоскостью разъема насоса
- Данные, указанные на фото пружины, должны сравниваться с существующей деталью.
Данные при проверке упругости пружины
Сборка масляного насоса ВАЗ 2101
Итак:
- Устанавливается в корпус ведущая шестерня с валом.
- Ведомая шестерня надевается на ось, находящуюся в корпусе устройства.
- Прикручивается крышка.
- Вставляется редукционный клапан, вместе с пружиной.
- Прикрепляется приемный патрубок к корпусу насоса масляного.
Совет: После сборки проверяется плавность вращения шестерни, оно должно быть без заеданий и рывков
Как заменить шестерню привода насоса масляного
На автомобиле ВАЗ 2101, под распределителем зажигания, в отверстии блока цилиндров, расположена шестерня привода.Порядок замены шестерни:
- Распределитель зажигания снимается.
- В шлицевое отверстие шестеренки привода насоса масляного с натягом устанавливается с заостренным концом деревянная палочка.
- Из блока цилиндров извлекается шестерня.
- Замена деталей выполняется в последовательности,обратной их снятию.
- После замены шестерни необходимо выполнить корректировку угла опережения зажигания на датчике.
Автомобиль ВАЗ 2101 требует постоянного ухода и своевременного ремонта всех изношенных деталей. Тогда срок эксплуатации его в хорошем состоянии, будет гораздо больше.
</index>Добавить комментарийДобавить комментарийСоветуем прочитатьВАЗ 2109: масляный насос и его неисправностиКогда нужна замена масляного насоса в ваз 2104Замена масляного насоса ваз своими силамиВаз 2112: ремонт и замена масляного насосаОсновные размеры масляного насоса и его приводаСнятие и установка1. Если необходим ремонт только масляного насоса, то установите автомобиль на подъемник или на осмотровую канаву, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и слейте масло из картера двигателя.2. Снимите брызговик двигателя, отверните гайки крепления подушек передней подвески двигателя к поперечине и слегка приподнимите двигатель талью.3. Отвернув болты крепления, снимите картер двигателя и масляный насос с приемным патрубком.4. Операции по установке масляного насоса на двигатель выполняйте в последовательности, обратной снятию.Разборка и сборкаРазборка масляного насоса1 – редукционный клапан; 2 – пружина; 3 – крышка; 4 – корпус;5 – валик1. Закрепите масляный насос осторожно в тисках, чтобы не повредить корпус.2. Отверните болты и снимите приемный патрубок вместе с редукционным клапаном давления масла.3. Снимите крышку 3 корпуса насоса и выньте из корпуса валик насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню.4. Для сборки осторожно закрепите насос в тисках и выполните операции в следующем порядке:установите в корпус насоса ведущую шестерню с валом, а ведомую шестерню наденьте на ось в корпусе;установите крышку насоса, редукционный клапан с пружиной и прикрепите приемный патрубок к корпусу насоса.ВНИМАНИЕ: После сборки насоса, при проворачивании ведущего валика рукой, шестерни должны вращаться плавно и без заедания.Проверка1. После разборки все детали насоса промойте керосином или бензином, продуйте струей сжатого воздуха, а затем осмотрите корпус и крышку насоса; при наличии трещин детали замените.2. Проверьте набором щупов зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса, которые должны быть соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и 0,11 – 0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм).3. Если зазоры превышают предельные значения, то замените шестерни, а при необходимости и корпус насоса.4. Щупом и линейкой проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса, который должен быть равен 0,066–0,161 мм (предельно допустимый 0,2 мм). Если зазор больше 0,2 мм, замените шестерни или корпус насоса в зависимости от того, что подверглось износу.5. Измерив детали, определите зазор между ведомой шестерней и ее осью, который должен быть 0,017–0,057 мм (предельно допустимый 0,1 мм), а также между валом насоса и отверстием в корпусе, этот зазор должен быть 0,016–0,055 мм (предельно допустимый 0,1 мм). Если зазоры превышают предельные, замените изношенные детали.Проверка редукционного клапана6. При ремонте масляного насоса проверьте редукционный клапан. Обратите внимание на поверхности клапана и насоса, так как возможные загрязнения или отложения на сопрягаемых поверхностях могут привести к заеданию. На сопрягаемой поверхности клапана не должно быть забоин и заусенцев, которые могут привести к уменьшению давления в системе.7. Проверьте упругость пружины редукционного клапана, сравнивая полученные данные с приведенными на рис. Основные данные для проверки пружины редукционного клапана .Основные данные для проверки пружины редукционного клапанаПроверка валика и шестерни привода масляного насоса8. На поверхностях опорных шеек валика и на рабочей поверхности эксцентрика не должно быть вмятин и рисок.9. На зубьях шестерен привода масляного насоса и распределителя зажигания не допускаются выкрашивания, при таком дефекте замените валик и шестерню.Проверка втулок валика привода масляного насоса10. Проверьте внутренний диаметр втулок, их запрессовку в гнездах, а также совпадение смазочного отверстия в передней втулке с каналом в блоке цилиндров (проворачивание втулки). Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров.11. Измерив диаметры валика и втулок, определите зазоры между втулками и опорными поверхностями валика. Если зазор превышает 0,15 мм (предельный износ), а также при повреждении поверхностей втулок или ослаблении их запрессовки, замените втулки.13. Втулки должны быть запрессованы в гнезда, при этом отверстие для масла в передней втулке должно находиться против канала в блоке цилиндров.14. После запрессовки втулки должны быть окончательно обработаны и доведены по внутреннему диаметру (размеры даны на рис. Основные размеры масляного насоса и его привода ).15. Чтобы обеспечить полную соосность втулок вала, для их доводки применяется развертка А.90353, которой одновременно обрабатываются обе втулки.Проверка втулки шестерни привода масляного насоса16. Внутренняя поверхность должна быть гладкой и без задиров, в противном случае втулку замените.17. Для выпрессовки и запрессовки втулки пользуйтесь оправкой А.60326/R (1 – оправка А.60326/R).12. При замене пользуйтесь как для снятия, так и для установки, оправкой А.60333/1/2 (1 – оправка А.60333/1/2).18. После запрессовки втулку разверните до диаметра 16,016–16,037 мм.
Дополнительно по данной категории
Система смазки</li>Разборка двигателя</li>Очистка и проверка технического состояния</li>Распределительный вал и его привод</li>Руководство по ремонту и обслуживанию</li>
Система смазки двигателя за счет подачи масла к трущимся поверхностям обеспечивает:
- уменьшение трения и повышение механического КПД двигателя;
- уменьшение износа трущихся деталей;
- охлаждение деталей двигателя;
- вынос продуктов износа из сопряжений деталей двигателя.
Система смазки двигателя ВАЗ — комбинированная, т.е. смазывание происходит одновременно двумя способами: под давлением и разбрызгиванием. При температуре масла 85 °С и частоте вращения коленвала 5600 мин-1, давление в системе смазки составляет от 3,5 до 4,5 кгс/см2. При минимальной частоте вращения коленчатого вала (от 850 до 900 мин-1) минимальное давление должно составлять не менее 0,5 кгс/см2. Вместимость системы смазки, включая масло в масляном фильтре, составляет 3,75 л.
Система смазки двигателя ВАЗ состоит из следующих элементов:
- масляный картер 2;
- указатель уровня масла 23;
- масляный насос 1;
- приемный патрубок насоса с мелкой фильтрующей сеткой;
- полнопоточный масляный фильтр 24;
- редукционный клапан;
- указатель давления масла;
- датчики 20 давления масла;
- контрольной лампы недостаточного давления масла в системе;
- каналы подвода масла.
Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, подшипники вала привода вспомогательных агрегатов, подшипник шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания.
Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода распределительного вала, опоры рычагов привода клапанов и стержни клапанов в направляющих втулках.
Циркуляция масла в системе обеспечивается масляным насосом. Насос засасывает масло из картера и по каналу 3 в блоке цилиндров подает его в полнопоточный фильтр 24. Очищенное масло из фильтра, через главную масляную магистраль 19 и каналы 21 в блоке цилиндров, поступает к коренным подшипникам и подшипникам вала привода вспомогательных агрегатов. От коренных подшипников масло через внутренние каналы 22 в коленчатом валу поступает к шатунным подшипникам. Часть масла через отверстия в нижних головках шатунов разбрызгивается и смазывает цилиндры и детали поршневой группы двигателя. Через каналы 17 и 18 в блоке и головке цилиндров, далее через магистральный канал 13 в распределительном валу масло подается к подшипникам и кулачкам вала. Цепь привода распределительного вала смазывается маслом, выходящим из передних опор распределительного вала и вала привода вспомогательных агрегатов.
На блоке цилиндров установлены датчик давления масла и датчик контрольной лампы недостаточного давления установлены. Датчики соединяются с главной масляной магистралью. В момент запуска двигателя зажигается контрольная лампа зажигается, поскольку давление масла в системе надостаточное. При работающем двигателе лампа должна гаснуть. В нектороых случаях лампа может гореть и при нагретом двигателе, когда он работает на малых частотах вращения коленчатого вала при холостом ходе.
Масляный насос
В картере двигателя устанавливается шестеренчатый насос с маслоприемником и редукционным клапаном в крышке. Крепится насос к блоку цилиндров двумя болтами.
В корпусе насоса установлены шестерни: ведущая — неподвижно на валике насоса и ведомая — свободно на оси, запрессованной в корпус. Привод насоса осуществляется цепной передачей от звездочки коленчатого вала на звездочку вала привода вспомогательных агрегатов, который установлен в блоке цилиндров в сталеалюминиевых втулках. Валик имеет винтовую шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней привода масляного насоса и распределителя зажигания, которая вращается в металлокерамической втулке. На последних моделях автомобилей валик привода вспомогательных агрегатов устанавливается также в металлокерамических втулках.
Масляный фильтр
Фильтр полнопоточный, неразборный, навертывается на штуцер блока цилиндров и соединяется каналами с масляным насосом и главной масляной магистралью. Для снятия фильтра используется приспособление А.60312. При установке фильтр рекомендуется завертывать вручную без приспособления. В стальном корпусе фильтра установлен фильтрующий элемент из специального картона. Фильтр имеет противодренажный и перепускной клапаны. Противодренажный клапан не позволяет стекать маслу из системы при остановке двигателя, перепускной — перепускает масло при засорении фильтрующего элемента из насоса в главную масляную магистраль.
Вентиляция картера двигателя
Рис. Схема вентиляции картера двигателя автомобиля ВАЗ: 1 — трубка; 2 — маслоотделитель; 3 — крышка; 4 — шланги; 5 — пламегаситель; 6 — вытяжной коллектор; 7 — фильтрующий элемент; 8 — шланг; 9 — ось дроссельной заслонки; 10 — золотник; 11 — канавка золотника; 12 — калиброванное отверстие.
Вентиляция картера двигателя ВАЗ — принудительная, закрытая, не допускающая выделения картерных газов в атмосферу. Осуществляется за счет разрежения в цилиндрах двигателя.
Система вентиляции картера включает в себя:
- шланг 4;
- маслоотделитель 2;
- вытяжной коллектор 6, размещенный снизу воздушного фильтра.
Картерные газы при работе двигателя отсасываются в вытяжной коллектор через маслоотделитель 2 с крышкой 3, где масло отделяется и стекает вниз по трубке 1. В шланге 4 установлен пламегаситель 5, не допускающий прорыва пламени в картер при «хлопках» в карбюратор.
Из вытяжного коллектора газы далее могут проходить двумя путями:
- в воздушный фильтр, минуя фильтрующий элемент 7, и через карбюратор в цилиндры двигателя с горючей смесью;
- через шланг 8 в золотниковое устройство карбюратора и далее в задроссельное пространство карбюратора.
Золотниковое устройство регулирует режим отсоса картерных газов при различной частоте вращения коленчатого вала и состоит из золотника 10 на оси 9 дроссельной заслонки первой камеры и калиброванного отверстия 12. Золотник имеет канавку 11.
При малой частоте вращения коленчатого вала (при закрытых дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор незначительное, и основная масса газов отсасывается по шлангу 8 через калиброванное отверстие 12 в задроссельное пространство карбюратора. Калиброванное отверстие ограничивает количество отсасываемых газов, и вентиляция оказывает малое влияние на величину разрежения за дроссельной заслонкой.
С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 10 поворачивается и открывает дополнительный путь для газов по канавке 11. Газы отсасываются как по шлангу 8, так и в воздушный фильтр. Общее количество отсасываемых газов увеличивается.
При высокой частоте вращения коленчатого вала (дроссельные заслонки открыты) основная масса газов отсасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом.
Используемые источники:
- http://aubito.ru/dvigateli/vaz-2123/snyatie-i-defektatsiya-shesterni-i-valika-privoda-maslyanogo-nasosa-vaz-2123
- https://masteravaza.ru/dvigatel/maslyanyj-nasos/zamena-maslyanogo-nasosa-vaz-2101-195
- http://remontvaza.narod.ru/oils-and-other-fluids/37-maslyanyy-nasos.html
- https://ustroistvo-avtomobilya.ru/sistemy-smazki/sistema-smazki-dvigatelya-vaz/