Чистка сажевого фильтра дизельного двигателя: что использовать

Средства для промывки сажевого фильтра дизельного мотора

Полезные статьи

QwAAAgF7lOA-1920.jpg

<index>

Дизельные двигатели обретают все большую популярность. В 2011 году в Европе были ужесточены нормы о выхлопных газах, поэтому производителям пришлось устанавливать сажевые фильтры на дизельные автомобили. В идеальном состоянии сажевый фильтр очищает почти 100 выхлопных газов.

512b028d-e156-4f42-90c9-f66343da11c8-1024x576.jpg

Принцип работы фильтра довольно прост: сажа, образующаяся в результате работы двигателя, скапливается на катализаторе и выжигается. Выжигание происходит в режиме регенерации, когда увеличивается впрыск топлива, в результате чего остатки этих частиц сгорают.

Сажевый фильтр имеет свою выработку. Сама сажа образуется в результате сгорания солярки и воздуха, она оседает на сотах фильтра. После же происходит догорание углеводородов, в результате чего образуются смолы. Они то и склеиваются между собой, что приводит к забиванию фильтра. Основные причины выхода из строя – это:

  • использование топлива с большим количеством вредных примесей, или не качественного топлива;
  • применение некачественного автомобильного масла;
  • механические повреждения, в том числе удары днищем автомобиля или столкновения;
  • неправильная регенерация либо невозможность ее провести.

rwAAAgJs2eA-1920-1024x768.jpg

Об ухудшении работы сажевого фильтра могут свидетельствовать следующие факторы:

  • автомобиль стал хуже заводиться, или не заводиться вообще;
  • увеличивается расход топлива;
  • появление неприятного запаха в салоне автомобиля;
  • меняется цвет дыма из выхлопной трубы;
  • загорается лампочка о неисправности.

На заметку! Специалисты советуют проводить диагностику хотя бы 2 раза в год.

Для каждой марки автомобиля есть специальный софт, который устанавливается на переносной компьютер. С помощью программы автовладелец может сам проверить состояние двигателя и автомобиля в целом. В случае отсутствия такой возможности проверку можно провести в любом диагностическом центре.

Screenshot_1-1-1024x679.jpg

Сажевый фильтр может быть или полностью изношен и механически сломан, либо попросту забит перегоревшими частицами. В первом случае фильтр подлежит замене, а в другом его можно очистить. Очистку сажевого фильтра можно провести как у специалистов, так и своими руками.

Разбираясь в том, как прочистить сажевый фильтр на дизеле в домашних условиях, следует учесть, что для борьбы с загрязнениями предусмотрен режим регенерации. Для этого двигатель должен разогреться свыше 500 градусов, а электронная система увеличит подачу топлива. В результате произойдет сжигание остатков в фильтре.

В условиях современного движения добиться такого нагрева довольно проблематично. Поэтому можно воспользоваться услугами станций технического обслуживания, где автомобиль разгоняют до оптимальной скорости.

markirovka-avtostekl2-44-1024x538.jpg

Также следует использовать специальные присадки, которые добавляются в бензобак и очищают сажевый фильтр во время езды на автомобиле. Присадки следует заливать каждые 2-3 тысячи км. Специалисты не советуют смешивать разные виды присадок.

На заметку! Вручную очистку фильтра можно провести или демонтировав его, или прочистить его прямо на автомобиле. Первый способ приведет к полной очистке, но требует больших трудовых и временных затрат.

Демонтаж может осложниться тем, что крепящие болты придется аккуратно срезать с последующей заменой на новые. После демонтажа следует провести осмотр на механические повреждения. После этого берется специальная чистящая жидкость, заливается в фильтр, а технологические отверстия закупориваются. Также возможно погрузить фильтр в емкость и просто залить жидкость.

Дальше следует изучить инструкцию. Как правило, очистка занимает 8-10 часов. Следует использовать только качественные жидкости на нефтяной основе. В среднем уходит 1 полная 5-литровая канистра. После этого сажевый фильтр моется водой и хорошенько просушивается. При установке лучше промазать стыки герметиком. Закончив установку, необходимо завести двигатель и прогреть двигатель. Оставшаяся жидкость выйдет в виде пара.

Также есть два способа, как прочистить сажевый фильтр на дизеле в домашних условиях. Кардинально они не отличаются, просто один чуть более быстрый. Чтобы избежать возгорания, следует использовать водно-щелочные смеси, а также специальные смывающие жидкости. Потребуется около 1 литра очищающей жидкости и примерно 0,5 литра смывающей.

Надо прогреть двигатель и заехать на эстакаду. При помощи пистолета под давлением заливают очищающую жидкость в отверстие. Для этого надлежит открутить температурный датчик или датчик давления. После следует установить датчики на место и проехаться на автомобиле порядка 10 минут. За это время сажа растворится. Затем необходимо слить очищающую жидкость и аналогичным образом залить смывающую.

Потом необходимо открутить температурный датчик или датчик давления и с помощью пистолета под давлением залить очищающую жидкость. Мыть следует порядка 10 минут, короткими впрысками по 10 секунд, при этом стараясь добраться до всех труднодоступных мест. Между впрысками надо делать интервалы. Затем следует закрыть отверстие, повторить процедуру через 10 минут. После этого надо воспользоваться смывающей жидкостью. Чистка окончена, остается только завести автомобиль и подождать, пока закончится режим регенерации.

Факт! Автовладелец должен понимать, что чистка сажевого фильтра на дизельном двигателе не является панацеей. Фильтр рассчитан на пробег 150-200 тысяч км при правильной эксплуатации.

Чтобы сажевый двигатель прослужил дольше, следует придерживаться простых правил:

  • использовать только качественное дизельное топливо и автомобильное масло;
  • применять подходящие присадки для сжигания сажи;
  • дожидаться окончания регенерации и не глушить двигатель раньше;
  • избегать ударов и столкновений.
  • проходить диагностику не реже 2 раз в год.

После очистки сажевого фильтра, автомобиль уменьшит расход топлива, двигатель станет работать намного отзывчивее, а выхлопные газы уменьшатся. Правильный уход за сажевым фильтром дизельного двигателя продлит срок службы автомобиля, а также защитит окружающую среду от вредных выбросов выхлопных газов.

</index>

В каждом дизельном автомобиле есть сажевый фильтр. Если его не чистить это приведет к серьезным последствиям для машины.

Его засорение приводит к попаданию частиц в окружающую среду, чтоб вредно для человека, а на машине это сказывается проблемами с сигналом электроники на приборной панели, спадом тягово-динамических характеристик, перебоями в функционировании мотора, возрастании уровня масла.

Вот почему проводится для сажевого фильтра на дизеле чистка.

Содержание

Что это?

Дизельный сажевый фильтр (DPF) — это деталь, применяющаяся в конструкции таких двигателей для очищения выхлопных газов от нежелательных примесей.

Он уменьшает количество выбросов в окружающую среду, скапливая в себе вредные вещества и сажу. Но поскольку он является конечной емкость для их скапливания, его необходимо периодически очищать, чтобы регенерировать DPF.

Этот процесс сжигает излишки сажи, отложенные в фильтре, уменьшая вредность выхлопных газов и помогает предотвратить образование черного дыма.

Причины

Если DPF засоряется сажей или в системе возникает ошибка, на приборной панели обычно появляется оранжевый свет.

Короткие поездки на низких скоростях являются основной причиной заблокированных фильтров.

Вот почему автопроизводители часто рекомендуют выбрать автомобиль на бензине, а не дизельном топливе (и именно поэтому дизели являются редкостью в городском автомобильном секторе).

Фильтр способен самостоятельно очищаться лишь при движении на высоких оборотах, а если водитель ездит только в пределах города, это становится невозможным. Любой мастер на СТО скажет, что чистку следует проводить каждый 150 км.

Также причиной загрязнения может быть масло. Некоторые из них содержат добавки, способные фактически блокировать дизельные сажевые фильтры.

Все это может привести к повреждению сажевого фильтра, а также при использовании низкокачественного топлива и даже при частом управлении автомобилем на низком уровне топлива, так как автомобиль может избежать регенерации DPF для экономии топлива.

Методы чистки

Существует несколько способов удаления сажи из DPF. Это пассивная и активная регенерация или применение специальных средств.

Пассивная регенерация

Как очистить сажевый фильтр? Пассивная регенерация происходит, когда автомобиль едет на большой скорости по автомагистрали. Это позволяет повысить температуру выхлопа до более высокого уровня и сжечь избыток сажи в фильтре.

Поэтому рекомендуется регулярно давать своему дизельному автомобилю 30–50-минутный проезд на большой скорости.

Однако, не все водители делают это регулярно — именно поэтому производители разработали альтернативную форму регенерации.

Активная регенерация

Это метод означает, что дополнительное топливо впрыскивается автоматически, как часть ECU автомобиля, когда фильтр достигает заданного предела (обычно около 45%), чтобы поднять температуру выхлопа и сжечь скопившуюся сажу.

Проблемы могут возникнуть, если путешествие слишком короткое, так как процесс регенерации может не завершиться полностью.

Если это так, то предупредительный световой сигнал будет продолжать показывать, что устройство все еще частично загрязнено.

Вы будете знать, происходит ли активная регенерация, ведь это будет проявляться такими признаками:

  • едкий запах выхлопных газов;
  • увеличенная скорость холостого хода;
  • охлаждающие вентиляторы не работают;
  • незначительное увеличение расхода топлива.

Почистить устройство не проблема, главное знать, как правильно это сделать.

Очищенный фильтр не вызывает указанный проблем. Двигатель мотора работает без перебоев, и другим проблем тоже не возникнет.

Жидкости

Что делать, если не работает ни активная, ни пассивная регенерация?

Если предупредительный световой сигнал продолжает мигать, значит очистка безуспешная. Требуется заменить деталь или снять ее для мытья профессиональными средствами.

Не заливайте солярку, пока не будет использована промывочная очищающая жидкость.

Чем промыть сажевые фильтры дизельного двигателя?

Сначала его нужно демонтировать, а затем использовать специальные жидкости. А вот благодаря этим средства можно обойтись без снятия, ведь это самое тяжелое: PRO-TEC, Luffe, Liqui Moly.

Они уменьшают образование сажи во время сгорания топлива. Очищают и регенерирует заблокированные фильтры сажи без демонтажа.

Топливная система автомобиля весьма чувствительна к загрязнению. Это загрязнение может увеличить шум двигателя, расход топлива и уменьшить смазку, и силу двигателя.

Использование топливных промывочных средств на регулярной основе поможет сохранить топливную систему чистой и двигатель будет работать более эффективно, уменьшая расход топлива и сокращая вредные выбросы.

Сажевые фильтры лучше чистить, нежели запускать и затем менять на новую деталь. Они дорогостоящие. Проводите регенерацию в соответствии с требования и эта проблема вас не коснется.

Езда на дизеле имеет ряд преимуществ. Но при высокой производительности есть проблема — необходимость проводить такую процедуру, как чистка сажевого фильтра. Уход в домашних условиях возможен и не занимает много времени, денег, не требует профессиональных навыков. Следуя простым правилам, можно существенно продлить жизнь автомобилю.

Как понять, что нужно чистить?

Езда с забитым фильтром вредна как для самого автомобиля, так и для окружающей среды. При сильном загрязнении начнут выходить из строя различные элементы двигателя, и в воздух попадут загрязняющие вещества. Первое, на что обращают внимание специалисты, — это датчик. Если он горит, значит нужна диагностика. Также определяют необходимость по таким признакам:

  • рост потребления топлива;
  • уменьшение тяги;
  • высокий уровень масла;
  • неустойчивость работы дизельной системы;
  • шипение при езде;
  • дымный выхлоп.

Вернуться к оглавлению

Что использовать?

Средство позволяет быстро и эффективно очистить фильтр.

Очистку сажевого фильтра дизельного двигателя можно проводить без внутреннего вмешательства, но для этого требуется разогнать автомобиль на полную скорость. Если нет такой возможности, стоит обратиться в специальные центры где устранят засор. Но это получится только в том случае, если он не наполнен больше нормы. При полном загрязнении стоит использовать специальные средства. Выбор которых зависит каким способом произведут регенерацию.

Первый способ без снятия фильтра. В этом случае используют чистящее водно-щелочное средство TUNAP MP 131, так как горючие вещества могут быть огнеопасны. И для нейтрализации очистителя нужно использовать концентрат TUNAP MP 132. Второй способ уже со снятием детали. Ее полностью извлекают и промывают такими средствами как DPF Cleaner, Luffe, Liqui Moly, которые смывают сажу и масло, и в дополнение использовать PRO-TEC DPFCatalyst Cleaner. Они в своем составе имеют нефтяные компоненты, и продаются в 5-литровых канистрах, с уже встроенным специальным шлангом.

Чистящие средства вредные для кожи человека, поэтому стоит использовать перчатки для защиты.

Вернуться к оглавлению

Правильная чистка

Очень важно соблюдать все нюансы процесса очистки.

Процесс очистки фильтра выглядит сложным, но ее можно провести дома своими руками. Главное — иметь под рукой нужное количество чистящего средства и нужные материалы. Чтобы промыть сажевый фильтр без снятия, помимо чистящей жидкости, потребуются пистолет-распылитель, компрессор и гибкая трубка. Фильтр машины нужно заранее прогреть до 40 градусов. Это позволить средству лучше действовать. Сняв датчик давления, появится доступ к фильтру. Его нужно обработать распиливая жидкостью под давлением не менее 8 бар, желательно вращать и передвигать распылитель для большей площади обработки. И выдерживать по 10 секунд между вращениями. Примерный расход 1 литр на одну чистку. После всех действий, смываются остатки чистящего средства.

Преимущество снятой детали в том что ее можно полностью промыть, хотя это займет около 8 часов. После отделения фильтра его открывают. Следующим этапом является выдержка в специальных средствах. Это позволит удалить сажу и масло. Нужно полностью заполнить фильтр. Делать это специалисты рекомендуют в тазу или в другой глубокой емкости. Примерный расход средства на один раз до 4 литров. Далее жидкость и грязь смывается водой под давлением. После все детали просушивают, собирают и устанавливают на место.

Функции фильтра

Сажевый фильтр является важной деталью выхлопной системы авто, которая предназначается для снижения выброса частиц сажи в атмосферу. Благодаря его использованию объем сажи в дизельном моторе уменьшается приблизительно на 80-100%.

Принцип работы сажевого фильтра основан на двух последовательных этапах:

  1. Фильтрация отработанных газов (захват сажи).
  2. Регенерация.

Фильтрация сажи осуществляется при помощи керамической структуры внутренней части фильтра с мелкими ячейками, сквозь которые эффективно просеивают выхлопные газы и при этом задерживают сажевые частички на своих стенках.

Под регенерацией фильтров подразумевается процесс очистки их засорившихся ячеек. В зависимости от конструкции устройства, это происходит по-разному.

До наступления критического момента сажа накапливается внутри фильтра. Этот момент зависит от разницы в давлении до и после фильтрующего элемента. При отклонении давления от нормативных показателей пропускная способность фильтра снижается и включается режим дожигания сажи, который активируется электронным блоком управления. Во время процесса догорания сажи отмечается усиленный впрыск топлива, ускоренная частота вращения коленчатого вала и повышенная температура выхлопных газов. Однако даже при наличии режима догорания сажи, водители, которые нечасто эксплуатируют автомобили на повышенных оборотах, могут сталкиваться с проблемой ее скопления на внутренних стенках фильтра.

работа-сажевого-фильтра.jpg

Причины засорения

Чтобы выяснить, каковы основные причины засорения фильтра, нужно разобраться, что представляет собой сажа и как она воздействует. Она является побочным продуктом отработки дизельного топлива в виде мелкого порошка. Во время рабочего цикла в камере не сгорают некоторые частицы углеводородов. При выходе в выхлопную систему они образовывают смолистые отложения.

Мельчайшие частицы сажи склеиваются смолой и образуется нагар. Кроме сажи в нем содержатся сульфаты металлов, образовавшиеся вследствие сгорания масел.

Следовательно, сажевый нагар с различными примесями, не сгорающий в режиме догорания, оседает внутри фильтра и становится причиной его засорения.

Срок службы и от чего зависит

В условиях российских дорог срок службы сажевого фильтра относительно недолог. Он составляет от 50 000 до 120 000 километров пробега.

Он может зависеть от нескольких факторов:

  • личной ответственности водителя по отношению к процессу очистки засоренного фильтра;
  • частоты включений режима догорания сажи.

сажевый-фильтр-на-дизельном-двигателе.jpg

Существуют способы, позволяющие максимально увеличить период надежной службы фильтра. Для этого рекомендуется:

  • во время каждого планового технического осмотра выполнять чистку фильтра (особенно важно это в тех случаях, когда из-за некорректной работы двигателя активно образуется нагар на фильтрующем элементе);
  • через каждые 3000 километров пробега авто применять присадки для дизельного топлива, которые уменьшают объем сажи и образование нагара;
  • всегда использовать дизельное топливо самого высокого качества.

Очистка сажевого фильтра

Выполнять очистку сажевого фильтра от нагара можно двумя способами. Для каждого из которых характерны определенные особенности, преимущества и недостатки.

Со снятием

Первый способ является более сложным и требует больших затрат времени ― в среднем, около восьми часов. На период проведения работ требуется демонтировать фильтрующий элемент.

Очистка проводится в несколько этапов:

  1. Весь корпус фильтра заполняется промывочной жидкостью. Входящие в ее состав нефтяные компоненты и специальные присадки способствуют растворению сажевого нагара.
  2. Оставить приблизительно на 8 часов (или другой период времени, указанный в инструкции к средству).
  3. Для полного удаления остатков очищающей жидкости и загрязнений промыть фильтр интенсивной струей воды.
  4. Просушить фильтр и установить на прежнее место.

Очистка-сажевого-фильтра-1024x576.jpg

Без снятия

Второй способ позволит сэкономить время, так как очистка выполняется на транспортном средстве. В данном случае применяются средства, имеющие водно-щелочную основу. В комплекте они содержат специальную смывающую жидкость, которая нейтрализует остатки щелочи.

Подача очистителя в фильтр осуществляется через отверстие для датчика температуры или давления. Поэтому эти приборы необходимо предварительно снять. Для работы необходим пистолет-распылитель. Однако, можно сразу приобрести жидкость в аэрозольном баллоне.

Для качественной очистки фильтра необходимо выполнить следующие действия:

  1. Прогреть дизельный двигатель.
  2. Дождаться, пока температура на фильтре не достигнет отметки в 40 градусов ― при таких условиях щелочной состав действует наиболее эффективно.
  3. Под давлением около 8 бар распылить очищающий состав на сажевый фильтр.
  4. Впрыскивать в течение 10 секунд, затем сделать 10-ти секундную паузу перед следующим впрыском.
  5. Повторять действия до тех пор, пока не будет израсходован литр очистителя. Чтобы очистка проводилась очень тщательно, распылительный зон следует перемещать и вращать.
  6. Распылить чистую воду аналогичным образом.
  7. Выполнить дожиг остатков сажи, в течение получаса эксплуатируя авто на повышенных оборотах.

Очистка-сажевого-фильтра-без-снятия.jpg

Какие масла необходимы для фильтра

Чтобы сажевый фильтр работал долго, надежно и полноценно, требуется правильно подбирать моторные масла. Важнейшими их особенностями являются:

  • низкая степень зольности ― до 0,8%;
  • наличие присадок на синтетической основе без фосфора и серы.

О малой степени сульфатной зольности свидетельствуют маркировки Low SAPS, а также ACEA «C1», «C2», «C3», «C4».

В классификации ACEA (ассоциации европейских производителей автомобилей) С является новым классом масел, совместимых с катализаторами и сажевыми фильтрами. Они предназначаются для двигателей, которые соответствуют ужесточенным требованиям экологии. Их применение гарантирует нормальную работу мотора в сложных условиях и повышает период службы системы очистки выхлопных газов.

В соответствии с экологическими требованиями, наличие сажевого фильтра является важным условием эксплуатации автомобилей, оснащенных дизельными двигателями. Его задача ― удерживать частицы сажи, не пропуская их в атмосферу. Для повышения срока службы фильтра необходимо выполнять регулярную очистку, а также применять только качественное топливо и моторные масла с небольшой долей сульфатной зольности.

Используемые источники:

  • https://mensdrive.ru/poleznye-stati/kak-prochistit-sazhevyj-filtr
  • https://domovodstvo.pro/uxod-za-avtomobilem/sazhevyj-filtr-na-dizele-chistka/
  • https://hozsekrety.ru/avto/chistka-sazhevogo-filtra-dizelnogo-dvigatelya.html
  • https://voditelauto.ru/%d1%81%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%80-%d0%b4%d0%b8%d0%b7%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b3%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8f/