ГРМ 1ZZ: замена цепи, метки, ремень, ремкомплект, натяжитель,

Процедура замены цепи на двигателе 1ZZ

Двигатели семейства ZZ поступили в серию в 88 году прошлого века и устанавливались на многие авто, такие как Toyota Corolla, Avensis, Caldina, Celica. Самым популярным мотором серии стала модификация 1ZZ-FE. От своего предшественника этот тип мотора отличается алюминиевым блоком цилиндров, наличием системы изменения фаз газораспределения VVTi, облегченными клапанами. Еще одним серьезным отличием является то, что на 1ZZ используется не приводной ремень, а цепь газораспределительного механизма. Как раз о замене цепи ГРМ 1ZZ и пойдет речь в нашей статье.

Любой автолюбитель знает, что неисправность привода ГРМ чревата серьезными проблемами. При различных условиях эксплуатации срок работы привода газораспределительного механизма варьируется от 30 до 160 тысяч километров, а своевременная замена этого элемента позволить быть уверенным в работе мотора. Ниже мы поэтапно разберем процесс замены цепи ГРМ на двигателе 1ZZ.

Запчасти

Для замены элемента понадобится ремкомплект, в который будут входить все нужные запчасти и расходники. На рынке представлен большой выбор производителей, чьи комплекты подходят для мотора 1ZZ. Ремень привода генератора (вспомогательных устройств) может не входить в комплект.

Состав ремкомплекта:

  • сама цепь привода газораспределительного механизма;
  • автоматический гидронатяжитель;
  • успокоитель;
  • башмак натяжителя;
  • шестерня распредвала (выпускных клапанов);
  • шестерня системы изменения фаз газораспределения (VVT);
  • шестерня коленвала;
  • сальник коленчатого вала.

Поэтапное описание замены

Демонтаж навесного оборудования

В целом, на 1ZZ-FE замена цепи ГРМ мало чем отличается от других моторов.

Начинать следует с демонтажа декоративной пластиковой накладки мотора. Затем:

  • снять модули зажигания (4 болта);
  • откручиваем 8 болтов, шпильку и 2 гайки на клапанной крышке 1ZZ-FE и снимаем ее с прокладкой;
  • отключаем и демонтируем генератор, предварительно сняв «минус» с аккумулятора.

1 — коленчатый вал, 2 — насос ГУР, 3 — натяжитель, 4 — насос ОЖ, 5 — генератор, 6 — компрессор кондиционера

Для следующих манипуляций необходимо поддомкратить двигатель:

  • снимаем опору 1ZZ-FE; для этого необходимо выкрутить 3 болта на 14, 2 из которых не потребуют особых усилий; для выкручивания третьего сначала демонтируем клапан системы изменения фаз газораспределения;
  • сливаем охлаждающую жидкость с блока цилиндров и радиатора;
  • выставить ВМТ (верхнюю мертвую точку) и снять переднее правое колесо вместе с брызговиком.

Метки и снятие нятяжителя ремня навесных агрегатов

Метки грм 1ZZ-FE: метки на шкиве коленчатого вала нужно выставить с нулевой отметкой на крышке газораспределительного механизма. Делается это путем проворачиванием коленвала.

Снимаем ремень генератора (на натяжителе ремня имеется выступ, который необходимо провернуть).

Чтобы снять натяжитель цепи, необходимо поддомкратить 1ZZ (под переднею часть). Не забудьте также демонтировать шпильку, на которой натяжитель крепился, чтобы она не мешала демонтировать крышку ГРМ. Также вынимаем кронштейн опоры двигателя.

Демонтаж насоса помпы, натяжителя цепи и крышки ГРМ

Откручиваем болты крепления насоса антифриза, демонтируем его. После этого нужно застопорить коленчатый вал и снять шкив. Для стопорения вала поставьте автомобиль на передачу(желательно на пятую), и между тормозным диском и суппортом вставьте отвертку или ключ. Тогда болт на шкиве открутиться довольно легко.

Затем можно приступить к снятию крышки газораспределительного механизма: три болта на 12 и восемь болтов на 10, снимаем ДПКВ (датчик положения коленвала) и насос ГУР (гидроусилителя руля).

После — необходимо демонтировать натяжитель цепи ГРМ.

Снятие старой цепи

Для демонтажа старого привода необходимо снять ротор ДПКВ, башмак гидронатяжителя и пару успокоителей. Совместить метки шестерни коленвала и цепи.

После можно приступить к самому снятию: нижнюю звездочку (свободно двигается вперед и назад) выдвинуть вперед, и цепь можно будет снять. Затем демонтируем шестерню системы VVT-i (отворачивая болт муфты и удерживая распредвал) и звезду распределительного вала выпускных клапанов.

На новой цепи, как и на старой, будут нанесены метки ГРМ, их расположение на обеих должно совпадать.

Вся снятые элементы необходимо промыть и очистить от следов герметика, как и поверхности самого 1ZZ-FE.

Установка новой и сборка

Для начала возвращаем на место шестерни системы VVT-i и распредвала выпускных клапанов (обращаем внимание, что распредвалы должны быть неподвижны), устанавливаем звезду коленвала и успокоитель.

Берем в руки новую цепь: необходимо найти на ней метки ГРМ. Они представляют собой две метки, расположенные друг от друга на расстоянии 6 звеньев. Цвета меток различаются в зависимости от производителя.

При установке необходимо совмещать метки коленчатого и распределительных валов. После установки обратить внимание на то, чтобы все они совпали, и чтобы цепь на участке от звезды распределительного вала выпускных клапанов до звезды коленчатого вала была натянута и не имела провисов. Башмак натяжителя устанавливаем в выделенный для него паз.

Замена ремня привода генератора не составляет труда и практически ничем не отличается от замены на других моторах.

После изложенных процедур можно заняться монтажом крышки газораспределительного механизма (не забываем нанести герметик по периметру крышки). Приступаем к замене натяжителя: после установки нового натяжителя удостоверьтесь в том, что он пришел в рабочую конфигурацию (в противном случае нужно будет его «взвести» отверткой, надавив на башмак до щелчка). Например, с помощью отрезка проволоки можно попробовать сдвинуть чеку.

Смазав новую цепь газораспределительного механизма, прокрутите коленчатый вал на 2 оборота чтобы убедиться, что все метки после этого встанут на свои места (на метки коленвала обращать внимание не стоит, из-за количества зубьев на его звезде метки в любом случае «уедут»).

После контрольной проверки завершаем сборку в обратном порядке.

Видео

Двигатель 1ZZ становится все более распространенным в последнее время. В страну ежедневно ввозится множество автомобилей с установленной именно такой силовой установкой. Однако, далеко не всем известно о том, как производить ремонт или обслуживание данного агрегата. Актуальным является вопрос о процессе замены цепи ГРМ.

Процедура замены цепи на двигателе 1ZZ довольно проста. Для этого необходимо приобрести новый комплект ГРМ, прокладку ГБЦ и герметик. Предварительно следует слить охлаждающую жидкость со всей системы и отключить клемму минус АКБ.image002.jpg

Процедура замены ГРМ начинается со снятия пластика и модулей зажигания. Затем необходимо демонтировать крышку ГБЦ с прокладкой. Следом снимается генератор. После этого, нужно немного поддомкратить мотор для снятия опоры. Также необходимо извлечь клапан VVT.

Следом стоит выставить положение положение ВМТ и произвести сняьтие переднего колеса с правой стороны. Самое главное при разборке чтобы метки шкива КВ совпадала с нулевой отметкой крышки цепи ГРМ. В свою очередь метки звездочек РВ должны быть установлены друг напротив друга. Если же это не так, то КВ следует провернуть один раз.

Звено цепи следует отметить напротив ВМТ на звездочке РВ, для звездочки VVT цепь метится по имеющейся длинной отметке. После выставления меток производится снятие ремня дополнительных узлов и натяжного ролика.change-chain-1zz-fe-02.jpg

Снятию натяжного ролика помешает лонжерон, поэтому необходимо будет поддомкратить двигатель. Один домкрат ставится под перед мотора, а второй под опору коробки передач. Снимать нужно и натяжитель и его держащую шпильку. Затем снимается кронштейн опоры двигателя и помпа. При снятии помпы следует отметить 2 места, где заворачиваются короткие болты. Далее следует заспорить КВ и снять с него шкив.

Следом демонтируется датчик положения КВ и насос ГУР. Затем снимается натяжитель цепи, который установлен в верхней левой части. После демонтажа натяжителя цепи снимается крышка ГРМ, ротор датчика положения КВ и успокоители цепи. Напротив метки на звездочке КВ нужно поставить метку на цепи.

Далее старая цепь снимается и сравнивается с новой из комплекта. На новой цепи производитель заранее указывает метки. После этого нужно демонтировать звездочки КВ, РВ и VVT. 5-ти гранные болты при демонтаже звездочек трогать нельзя. При установке цепи необходимо четко соблюдать положение меток.

На  лобовую крышку наносим герметик согласно рисунку.

нанесение-герметика-1zz.jpg

нанесение-герметика-1zz-со-стороны-двигателя.jpg

Остальные работы по сборке производятся строго в обратном порядке.

–>Всем доброго времени суток.Выставляю на суд публики свой отчет о замене цепи ГРМ на двигателе 1ZZ-FE 2002 г/в 1.8 литра.Машина прошла более 250 000 км, стал слышен звук цепи, обороты двигателя постоянно плавали, холостой ход не опускался ниже 1000 об/мин.Куплено: две шестерни распредвалов, шестерня коленчатого вала, два успокоителя, натяжитель цпи и сама цепь.Ремонт производился своими силами в гараже в течении 2 суток двумя энтузиастами. использовался набор ключей “Станкоимпорт” (две трещетки, набор головок, вороток), набор гаечных ключей (рожково-накидной), набор плоских отверток, домкрат. Скурено 2 пачки сигарет.В первую очередь проштудировал простор интернета по данному вопросу, вопросов не возникало.Начал со съема катушек – 4 штуки (ключ на 10), снял крышку головки (болты и гайки под ключ 10 и 1 болт ключ на 12), вывернул свечи. Снял правое колесо и пластиковую вертикальную защиту моторного отсека (разделяет колесную арку от моторного отсека) (ключ на 10). Снимается генератор (откручиваются два болта генератор сталкивается с места монтажкой). Поддомкратив мотор (нужен или гидравлический домкрат с длинным цилиндром ну или как я использовал деревянные бруски которые упирал в нижний срез блока) снял опору двигателя один болт на ключ 17 соединение опоры с подушкой, три болта на ключ 17 соединение опоры с блоком. По неопытности я до кучи разобрал опору еще на двигателе (снизу мотора просовывается два соединенных удлинителя, и один болт сверху), можно было этого не делать. После этого снял натяжитель поликлинового ремня (генератор, гидрач, помпа, кондей). Использовал накидной ключ (иные могут срываться). Далее откручиваются две гайки крепления гидрача (расположен со стороны кузова внизу), вытолкнул два освободившихся болта и монтажкой отодвинул насос гидрача от блока. Насос повис на шлангах. Далее снял помпу (болты под 10 ключ, разной длины, 6 штук). Снимается датчик положения коленчатого вала (1 болт под 10 ключ). Откручивается шкив коленчатого вала. Что бы заблокировать коленвал нужно вставить мощную плоскую отвертку по квадратное отверстие на стыке мотора с АКПП, отверстие находится строго внизу, может быть забрызгано грязью или маслом. Резьба болта шкива обычная (по часовой – закручиваю, против откручиваю. Все по отношению к ремонтнику). Шкив снимается с коленвала настойчивым не сильным движением. Далее откручиваем болты и гайку передней крышки двигателя (болты и гайка под 10 ключ и 2 болта под 12 ключ). Снимаем крышку. Натяжитель цепи остается в крышке, снятию не мешает. Снимаем оба успокоителя, снимаем с коленвала шестерню положения коленвала (желтый диск с насечками на краю. с лицевой стороны буква “F”), снимаем с коленвала шестерню привода ГРМ, снимаем цепь.Когда я покупал ремкомплект он мне обошелся в 6 тыс. руб. Однако в нем были две одинаковые шестерни распредвала. В магазине мне пояснили что они таки продают такие комплекты на все 1зз в республике. После немного поспорив он посмотрел по своему компьютеру и сказал что данный ремкомплект предназначен на 1зз без ввтай (типа Европа с мкпп). Шестерня на которой находится муфта VVTi имеет номер 13050-22011 и ценник на нее начинается от 4 тыс. руб. И как я понял она должна подходить к какому-то Лексусу. Поплевався с матом я вернул на место старую шестерню, благо износ был не критический. При этом я сдуру разобрал эту муфту ввтай, болты имеют пятигранную головку. Снял разобрал почистил, грязи было много. При разборе обратите внимание что ее лучше снимать с распредвала целиком, не откручивая странные болты – там имеются уплотнители лопастей муфты которые легко можно потерять – в продаже есть только целиком муфта. Пытался снять датчик муфты, но он сидит мертво, так же как и ее фильтр.Установка цепи.Ставим правый успокоитель. На цепи есть три метки – звено покрашено в желтый цвет. Между двумя звеньями расстояние 8 элементов – это вверху на распредвалы, внизу на коленвал. Надеваем на коленвал новую шестерню ГРМ, которая имеет одну метку в виде конического углубления и которая уже стоит напротив метки на цепи, вместе с цепью (при этом постарайтесь не уронить шпонку с коленвала). Проводим цепь через правый успокоитель и надеваем на шестерню впускного распредвала, на которой муфта ввтай. Здесь вопрос: где метки? Сама шестерня только одну метку непосредственно рядом с зубьями. Мануалы указывают на наличие двух меток между которыми развал должен быть более 90 градусов (110 на взгляд), при этом первая метка должна быть на одной оси болтов двух распредвалов, вторая на метки цепи. Поставив единственную метку по цепи, выставил метки выпускного распредвала: метка с двумя углублениями на цепь, метка с буквами “EX” в сторону второго распредвала. Поставил второй успокоитель, поставил крышку блока, покрутил коленвал – соприкосновение клапанов с поршнями. покурив форум нашел отчет о капитальном ремонте 1зз. Там выставляли используя длинную поперечную канавку на теле муфты ввтай, метку у зубьев выставили в сторону выпускающего распредвала. Т.е. первая канавка на теле муфты ввтай (там их две) от метки у зубьев в секторе от 90 до 130 градусов совмещается с меткой на цепи. Дальнейшее в обратном порядке. Кстати натяжитель цепи снимается с крючка посредством поворота коленвала против часовой стрелки потом по часовой.Используемые источники:

  • https://toyota-camry-corolla.ru/dvigateli/grm-1zz-zamena-tsepi/
  • https://moepervoeavto.ru/2016/10/28/procedura-zameny-cepi-na-dvigatele-1zz/
  • http://m.toyota-opa.ru/forums/toyota-opa-zamena-cepi-grm-dvigatele-1zz-fe-vvti-t7033